НАПОЛНЕННАЯ ПУСТОТА


06 февраля 2015 - 15 марта 2015

Куратор: Мария Саава Участники выставки: Джина Соден (Великобритания), Франциска Клотц (Германия), Марина Федорова (Россия) 5 февраля Арт-галерея «К35» представит новую групповую выставку «Наполненная пустота», объединяющую в себе работы Джины Соден (Великобритания), Франциски Клотц (Германия) и Марины Федоровой (Россия). Философское осмысление темы "наполненной пустоты" в искусстве началось еще во времена Платона и продолжается по сей день. Есть великое множество интерпретаций этого дискурса - нужно ли искусство вообще, если оно изображает лишь частный случай философской идеи, тема покинутости и заброшенности руин в искусстве пейзажистов ХVIII века, тема одиночества и внутренней пустоты - этот список можно продолжать бесконечно. Тема пустоты, как символа забвения, сыскала особую популярность среди французских живописцев в XVIII веке. На полотнах художника Юбера Робера часто можно увидеть руины античных храмов, которые являлись метафорой бренности всего сущего. Разрушенные временем дворцовые залы и сады служили символом возвращения творений культуры в природное состояние, а ее форм — в сплошную и абстрактную субстанцию. Руины - место, где можно отвлечься от суеты, «почувствовать себя более свободным, более одиноким, более принадлежащим себе, более близким к себе”, как писал под впечатлением от полотен Юбера Робера французский писатель и философ Дени Дидро. Тема пустоты была главенствующей и в искусстве XX века. Так или иначе, мы находим отсылки к этой метафизической проблеме в абстракциях Малевича, музыкальных экспериментах Джона Кейджа (его знаменитая работа 4"33"), работах Ива Кляйна (скандально известная выставка "Пустота"). Огромную часть своего творчества посвятил теме пустоты в искусстве классик американского концептуализма Джозеф Кошут. Среди мастеров фигуративного искусства, работавших с темой внутренней пустоты и одиночества, выделяется Эдвард Хоппер, художник, который был равнодушен к искусству модернизма, давал собственное видение темы пустоты в своих работах. Герои его полотен постоянно чего-то ждут в пустых кафе, отелях, поездах, на автомобильных заправках и в собственных домах. Хоппер фрагментирует свои работы таким образом, чтобы у зрителя появилось ощущение вовлеченности в эту пустую, безжизненную обстановку, где только свет, ярко пробивающийся из окон, передает это странное чувство одиночества и отрешенности. Художники, чьи работы представлены на выставке в Арт-галерее «К35», дают современную интерпретацию темы пустого пространства. Каждый из них по-своему заполняет эту пустоту или же дает зрителю возможность наполнить ее своими мыслями, впечатлениями и эмоциями. Пропуская эту атмосферу через призму своего сознания, мы словно становимся персонажами этих картин. Они позволяют ощутить неуловимо тонкую красоту заброшенных зданий, уловить очарование и притягательность обыденных мест и ситуаций и почувствовать время, словно остановившееся на поверхности полотна.